На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ОБ ОСВЕЩЕНИИ ХРАМА.

 Батюшка, если можно, раскажите, как в доэлектрическое время осуществлялось регулирование освещения в храмах во время службы, особенно на хоросе. Сейчас мы видим включения и выключения в разных местах храма неоднократно за время службы.

Мир Вам Олег!
В старину, как впрочем и ныне на Афоне или в скитах Кавказа, освещение храма регулировалось Уставом об освещении храма во время богослужения.
Во время богослужения светильники возжигаются не только для освящения храма, но, во-первых, и в знак того, что Господь просвещает мир духовным светом, что мы, православные - чада света, и, во-вторых, в знак того, сердца верующих согреты пламенем любви к Богу и святым, и наконец, в-третьих, для изображения духовной радости и торжества Церкви, то или иное событие.
В силу разнообразной радости и торжества, и освещение бывает в храме различным.
Потому на повечерии, полунощнице и часах горит меньше свечей, чем на вечерни, утрени и литургии.
Но и на торжественных службах возжигаются не все свечи в начале, но многие зажигаются только в то время, когда наступает более торжественное пение. А в иных покаянных моментах погашаются, например на Шенстопсалмии.
За своевременным и правильным возжиганием свечей у икон и на паникадиле обычно следят учиненные церковнослужители - паномари, старосты и их помощники.
На хоросах возжигаются и гасятся свечи приспособлением на длинном шесте, в первом случае это закрепленная свеча, а во втором колпачек.
Вот примерно так. При ответе на этот вопрос я использовал материал из книги "Православное богослужение"

Протоиерей Георгий Осипов.

http://blogs.mail.ru/bk/ogeorgy/7C1E8B98D04DF77.html

Картина дня

наверх