На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Любить всех?..

 Протоиерей Андрей Ткачев:
Легко любить человечество. А ты попробуй полюби соседа.

Ох уж эти
ближние… Ну как их полюбить: всех и сразу? Или по очереди? Начать с тех, кто
поумней да покрасивей? Или с тех, с кем удобно вместе добираться на работу? И
где ее взять, любовь к людям? Ведь сердцу не прикажешь.



Или прикажешь?





Не нужно ждать от человека, что он будет одинаков со всеми людьми. Если человек
ведет себя одинаково с друзьями и врагами, родственниками и соседями, знакомыми
и незнакомыми, то мы имеем дело с психом или роботом. Такой человек
неадекватен, не умеет подстраиваться под ситуацию, не делает «поправку на
ветер». Не стоит грызть себя за то, что при виде одного знакомого сердце
радостно бьется, и ты бежишь в его объятия, а при виде другого возникает такое
чувство, будто раскусил улитку и хочется спрятаться в ближайшую подворотню. А
где, спрошу я вас, было бы место для подвига? Где бы нам тогда и напрягаться, и
трудиться над собой, и прятать свои эмоции, свернутые в трубочку, в задний
карман подштанников? Свое неровное отношение к пестрому миру нужно воспринимать
как часть того букета, который неповторимо красив и не поддается
стандартизации.



Есть заповедь о почитании отца и матери. Заповедь не оговаривает нравственные
качества отца и матери, ты должен их чтить независимо от того, алкаши они или
трезвые трудяги. Зная всю сложность нравственной жизни, Господь потому и не
сказал «люби отца и мать», а сказал «чти», повелевая тем самым делать над собой
благое насилие в случае, если отец и мать любви недостойны.
Так же и в
отношениях с другим людьми. Кому честь — честь, кому страх — страх. Иных должен
бояться, потому что они начальники, но ты любишь и слушаешься их без труда, ибо
они располагают к себе. А иных должен любить в силу кровных связей или еще
почему-то, но мучаешь себя этой заказной любовью, потому что пребывание под
одной крышей с этими людьми вызывает у тебя аллергию.



И так всю жизнь. Конечно, если будешь любить Родившего, будешь любить и
рожденных от Него. Только настоящая любовь к Богу позволяет относиться к людям
ровно и правильно. Поскольку мы хромаем в исполнении первой и главной заповеди,
то и мучаемся от неровных отношений, от симпатий и антипатий и разрываемся на
части стремлениями своего неочищенного и неразумного сердца.



Переведем вопрос в практическую плоскость. Вас ожидает рабочий день, а соседа
по рабочему столу вы на дух не переносите. Что делать? Уходите на работу как на
войну, зная, что вам предстоит схватка. Наспех выпив чаю и садясь в метро или троллейбус,
молитесь о том, чтобы Бог дал вам силы и разум вести себя правильно и ровно.
«Научи меня прямо и разумно действовать с каждым из ближних моих, никого не
осуждая и не огорчая», — так молились оптинские старцы, так молись и ты. Святой
Амвросий Оптинский говорил, что если нет любви, то через силу нужно делать дела
любви, и Бог, видя твои труды, подарит тебе любовь.



Например, у твоего ненавистного соседа развязались шнурки или выправилась из
штанов рубашка. Дело любви — не дать ему быть посмешищем для коллектива, а тихо
подсказать, что исправить в одежде. Или у него (нее) упала на пол папка с
документами. Помоги поднять, согнись, корона не свалится. Так делами любви,
сделанными через силу, ты можешь размягчить сердце бывшего недруга и привлечь к
себе Божию любовь. Дай денег, подвези, поздравь с днем рождения, заступись,
если можешь и если есть нужда. И все это — через силу, по долгу, с неким
насилием над своим строптивым и нелюбящим сердцем. Только на этом пути тебе
может открыться опыт внутреннего примирения с теми, с кем ты внутренне же
враждовал.



Другое дело, если кто-то ищет твоей особой приязни, хочет открыть тебе сердце и
ждет того же от тебя. Если ты не чувствуешь в этом человеке сотаинника и
бережного хранителя твоих секретов, то не спеши вступать в дружескую близость.
Живущих с тобой в мире пусть будут тысячи, — говорил Серафим Саровский, — но
тайну свою открывай из тысячи одному. Человек всегда был ненадежен, а
сегодняшний человек тем паче может не сохранить твою тайну, грубо повести себя
с тем, что для тебя нежно и дорого. Чтобы не увеличивать раны, лучше искать
некую дистанцию в общении с окружающими людьми — конечно, без презрения и
высокомерия.



Если же люди ждут от тебя особого участия в их жизни, сострадания, совета, а ты
вовсе не находишь в себе способности им помочь — устранись. Устранись мягко,
стараясь никого не оскорбить даже взглядом, потому что далеко не каждый может
выслушивать чужую тайну и не испортиться от этого. Знай свою меру.



Хорошо бы быть таким, как воздух — всегда нужным и всегда незаметным. Никому не
навязываться, ни из кого не высасывать кровь и вместе с тем приходить вовремя
туда, где ты как раз в это время нужен. Это великий талант.



Преподобный Антоний Великий сказал: от ближнего жизнь и от ближнего — смерть.
Великий Бог мерой Своего отношения к тебе избирает меру твоего отношения к
окружающим людям. Поскольку терпит и любит и благотворит нам Бог, и мы должны
учиться терпеть, любить и благодетельствовать. Помоги нам, Господи.





наверх