На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

СПАС НА ХОЛСТЕ

 ПЕРЕНЕСЕНИЕ ИЗ ЕДЕССЫ В КОНСТАНТИНОПОЛЬ НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА (СПАС НА ХОЛСТЕ)

29 августа празднуется перенесение из Едессы в Константинополь
Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа, которое произошло в
944 году.
Предание свидетельствует, что во времена проповеди Спасителя в
сирийском городе Едессе правил Авгарь. Он был поражен по всему телу
проказой. Слух о великих чудесах, творимых Господом, распространился по
Сирии (Мф. 4, 24) и дошел до Авгаря. Не видя Спасителя, Авгарь уверовал
в Него как в Сына Божия и написал письмо с просьбой прийти и исцелить
его. С этим письмом он послал в Палестину своего живописца Ананию,
поручив ему написать изображение Божественного Учителя.

Анания пришел в
Иерусалим и увидел Господа, окруженного народом. Он не мог подойти к
Нему из-за большого стечения людей, слушавших проповедь Спасителя.
Тогда он стал на высоком камне и попытался издали написать образ
Господа Иисуса Христа, но это ему никак не удавалось. Спаситель Сам
подозвал его, назвал по имени и передал для Авгаря краткое письмо, в
котором, ублажив веру правителя, обещал прислать Своего ученика для
исцеления от проказы и наставления ко спасению. Потом Господь попросил
принести воду и убрус (холст, полотенце). Он умыл лицо, отер его
убрусом, и на нем отпечатлелся Его Божественный Лик. Убрус и письмо
Спасителя Анания принес в Едессу. С благоговением принял Авгарь святыню
и получил исцеление; лишь малая часть следов страшной болезни
оставалась на его лице до прихода обещанного Господом ученика. Им был
апостол от семидесяти святой Фаддей (память 21 августа), который
проповедал Евангелие и крестил уверовавшего Авгаря и всех жителей
Едессы. Написав на Нерукотворном Образе слова «Христе Боже, всякий,
уповая на Тебя, не постыдится», Авгарь украсил его и установил в нише
над городскими воротами.


Много лет жители хранили благочестивый обычай поклоняться
Нерукотворному Образу, когда проходили через ворота.
Но один из
правнуков Авгаря, правивший Едессой, впал в идолопоклонство. Он решил
снять Образ с городской стены. Господь повелел в видении Едесскому
епископу скрыть Его изображение. Епископ, придя ночью со своим клиром,
зажег перед ним лампаду и заложил глиняной доской и кирпичами. Прошло
много лет, и жители забыли о святыне.


Но вот, когда в 545 году персидский царь Хозрой I осадил Едессу и
положение города казалось безнадежным, епископу Евлавию явилась
Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ,
который спасет город от неприятеля. Разобрав нишу, епископ обрел
Нерукотворный Образ: перед ним горела лампада, а на глиняной доске,
закрывавшей нишу, было подобное же изображение. После совершения
крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское
войско отступило.


В 630 году Едессой овладели арабы, но они не препятствовали
поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по
всему Востоку. В 944 году император Константин Багрянородный (912-959)
пожелал перенести Образ в тогдашнюю столицу Православия и выкупил его у
эмира - правителя города.


С великими почестями Нерукотворный Образ Спасителя и то письмо,
которое Он написал Авгарю, были перенесены духовенством в
Константинополь. 16 августа (ст. стиль) Образ Спасителя был поставлен в
Фаросской церкви Пресвятой Богородицы.
У тех, кто видел этот Нерукотворенный Образ Господень, он невольно вызывал благоговение.
В иконе поражали глаза Спасителя - живые, блестящие, они
пронизывали каждого, приближающегося к Образу. Казалось, глаза
Спасителя испускают светлые лучи. Где бы ни стоял смотревший,
создавалось ощущение, что Спаситель смотрит именно на него каким-то
особо приятным и нежным взглядом.
Этот Образ имел что-то сверхъестественное. Многие художники и
иконописцы, видевшие этот Образ, свидетельствовали, что никаким
мастерством нельзя было достигнуть такого эффекта, что на земле нет
красок, которые могут передать цвет Святого Образа.


О последующей судьбе Нерукотворного Образа существует несколько
преданий. По одному - его похитили крестоносцы во времена их
владычества в Константинополе (1204-1261), но корабль, на который была
взята святыня, потонул в Мраморном море.


По другим преданиям, Нерукотворный Образ был передан около 1362
года в Геную, где хранится в монастыре в честь апостола Варфоломея.


Известно, что Нерукотворный Образ неоднократно давал с себя точные
отпечатки. Один из них, так называемый «на керамии», отпечатался, когда
Анания прятал образ у стены по пути в Едессу; другой, отпечатавшись на
плаще, попал в Грузию.


Возможно, что разность преданий о первоначальном Нерукотворном
Образе основывается на существовании нескольких точных отпечатков.
Во времена иконоборческой ереси защитники иконопочитания, проливая
кровь за святые иконы, пели тропарь Нерукотворному Образу. В
доказательство истинности иконопочитания папа Григорий II (715-731)
прислал письмо к восточному императору, в котором указывал на исцеление
царя Авгаря и пребывание Нерукотворного Образа в Едессе как на
общеизвестный факт.


Нерукотворный Образ помещался на знаменах русских войск, ограждая их от врагов.
В Русской Православной Церкви есть благочестивый обычай при входе
верующего в храм читать вместе с другими молитвами тропарь
Нерукотворному Образу Спасителя.
Празднество в честь перенесения Нерукотворного Образа, совершаемое
в попразднство Успения, называют третьим Спасом, «Спасом на холсте».
Особое почитание этого праздника в Русской Православной Церкви
выразилось и в иконописании; икона Нерукотворного Образа одна из
наиболее распространенных.


наверх